19:02 Отчего РУССКИЕ НЕ УЛЫБАЮТСЯ | |
Это цитата сообщения Оксана_Лютова Оригинальное сообщение 6 особенностей русской вежливости и глубинные первопричины национальной неулыбчивости ![]() Исходное, что поражает иностранного туриста в России, — это число пасмурных людей. Отчего русские так чуть-чуть улыбаются? И ведь это правда: мы улыбаемся ощутимо меньше, чем остальные нации Веста и Восхода. Голливудская ухмылочка далека русским точно так же, как и слащавое речение рыла обитателей Китая или Вьетнама. ![]() Исследователи коммуникативного поведения кличут естественную неулыбчивость одной из наиболее интенсивных национально-характерных черт русского общения. Эта особенность русских нередко воспринимается на Закате как следствие никудышного воспитания или неуважения к собеседнику. Однако у этого феномена есть собственные объяснения, и состоят они не только в строгом климате и сложном историческом эволюционировании нашей державы, но и в том, что русская ухмылочка выполняет совсем противоположные функции, нежели усмешка заграничная. Популярные ученые-языковеды И.А. Стернин и Ю.Е.Прохоров подчеркнули в близком разыскании коммуникативного поведения несколько национальных особенностей русской ухмылки. ![]() 1. Русские улыбаются иначе, чем иные люд. Русская ухмылка (не хохот) совершается только заливами, время от времени становится слабовато представителен верхний пробор зубов; демонстрация при ухмылке верхних и тельных зубов, как это работают янки, считается в русской цивилизации досадной, вульгарной, а такая усмешка называется оскалом или «лошадиной». Русские беллетристы не раз обращали внимание на различие русской и штатовской усмешек, описывая штатовскую как чудной и ненастоящую для русского человека. Максим Несчастный марал, что у янков на мурле «прежде всего видаешь зубы», а русская присказка гласит: «Скалозубы не бывают любови». Не обогнули сей спрос и наши современницы: сатирик Миша Жванецкий строчил, что янки улыбаются, «как будто запущены в сеть». ![]() 2. Усмешка в русском общении не изображает сигналом вежливости. На Весте усмешка при приветствии — прежде всего вежливость приветствия, поэтому она неизбежна при приветствии и в аллюре светского толка. Чем больше человек улыбается при приветствии, тем больше вежливости к собеседнику он показывает. Ухмылочка в среде сервиса на Весте (и на Восходе) также прежде всего выполняет функцию демонстрации вежливости. В Японии дивчины у входа на эскалатор в здоровенных супермаркетах улыбаются и раскланиваются всякому покупателю, идущему на эскалатор. В отдельных восточных цивилизациях усмешка вежливости даже располагает мишень облегчить человеку восприятие отрицательной информации. Так, Илюша Эренбург в личных мемуарах говорит о китайце, какой с усмешкой оповестил ему о смерти своей супруги. Эта галантная ухмылочка обозначала: «Вы не должны огорчаться, это мое горе». У русских таковое просто невероятно. «Ухмылочка из вежливости» или «для вежливости» русским не характерна, более того, иногда воспринимается недружественно. Русская фраза «он из вежливости улыбнулся» заключает неодобрительное взаимоотношение к улыбнувшемуся. Предупредительная усмешка для клиентов также неодобрительно называется у нас «дневальной ухмылочкой» и считается нехорошим симптомом человека, проявлением его неискренности, скрытности, нежелания заметить настоящие ощущения. ![]() 3. В русском общении не принято улыбаться неизвестным. Усмешка в русском общении адресуется чаще всего ведомым. Именно поэтому продавщицы не улыбаются покупательницам — они же их не знают. Если русскому человеку улыбнулся неизвестный, это, скорее всего, побудит русского шукать первопричину направленной ему ухмылочки и вытребует спрос: «А мы что, ведомы?» Усмешка рассматривается как приглашение ступить в контакт, в диалог. Если русский к эдакому контакту не готов, он не будет соответствовать на ухмылку. В эпизоде стохастичной встречи взором американки улыбаются, а у русских принято, наоборот, предотвратить взор. 4. У русских не принято улыбаться при осуществлении подсобных долгов, при выполнении которого-либо капитального занятия. Таможенники не улыбаются, поскольку захвачены положительным занятием. Продавщицы, официантки — тоже. Эта особенность русской усмешки редка. Издревле приказчики, слуги, официантки были любезны, но сроду не разрешали себе улыбаться. Давняя хорошая традиция оживлена и нынче. Приветливая усмешка с трудом приживается в среде русского сервиса, поскольку люду нашего менталитета такая «профессиональная» усмешка кажется ненастоящей личиной, неправильной маской, за какой теряется безучастие. А, например, в Чейз Манхэттен Бэнк в Нью-Йорке висит объявление: «Если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он вам отпустит бакс». И в то часы, как японских или штатовских ребятишек с преждевременного младенчества учат улыбаться как некой общественной обязанности, российские отцы нередко изрекают ребятишкам: «Не улыбайся! В школе будь основателен». 5. Русская ухмылочка вызвана быть только прямой и располагать разумеющую первопричину. Не принято улыбаться «просто так», чтобы вырастить расположение собеседника, чтобы совершить славное, чтобы помочь человека — сих функций у русской ухмылочки нет. Чтобы располагать право на таковскую ухмылку, надо взаправду верно принадлежать к человеку или действительно быть в недурном, приподнятом расположении. У русских людей ухмылочка — всенепременно правдивая, открытая и выражает недурное умонастроение человека или любовь к собеседнику. Ухмылки, не подтвержденные положительным чутким состоянием, порождают мгновенное недоверие и осуждение. В русском стиле есть редкая приговорка, отсутствующая в противоположных слогах: «Хохот без первопричины — знак дурачины». Логику этой приговорки не могут постигнуть народы с западным мышлением. Один немецкий учитель, какому втолковали резон этой присказки, («Если человек без первопричины заливается, у него не все в строе с главой») никак не мог уразуметь и все требовал: «А отчего это из этого следует?» Первопричина усмешки человека должна быть сквозной, неосознаваемой для всеохватывающих. ![]() 6. Усмешка должна быть своевременной. Русским немаловажно, чтобы усмешка была к местечку и отвечала ситуации. Русская приговорка гласит: занятию часы, потехе час. Учителя ужасно нередко работают замечания ребятам: «Потом будешь улыбаться, труби». Не принято улыбаться, если рядом есть люд, о каких известно, что у них тяжелые огорчения: кто-то скорбен, озабочен индивидуальными трудностями и т. д. — «не до усмешек». Глубинные первопричины русской неулыбчивости ![]() Однако в чем корни сих особенностей русской ухмылки? Исследователь Е.И. Волкова именует одной из эких оснований русское православие, какое отдельно уважает святоотеческое предание — произведения безгрешных батей церкви исходных восьми столетий христианства. Безгрешные родители предупреждали, что хохот — это орудие шайтана, какой искушает людей, а потом насмехается над ними. Церковь в Средние века травила всенародную смеховую цивилизацию, бездомных лицедеев и ярмарочных арлекинов. «Счастливы хныкающие, ибо они утешатся», — говорится в Евангелии. А потому слезы, а не хохот стали отдельно почитаемы в православной традиции духовности. При этом не разнообразные слезы пробуждали почтение, а слезный вой о проступках личных и слезы сострадания к близкому, помечает исследователь. Вой — один из главных жанров русского фольклора и русской литературы. Например, известный рев Ярославны из «Обещания о полку Игореве» или тип песни-стона из стихотворения Н.А. Некрасова («Сей стон у нас песней называется»). ![]() Колька Бердяев в своей работе «Участь России» лицезреет первопричины русской неулыбчивости в неохватных шири нашей местности и строгих климатических ситуациях жизни, долгой войной за выживание, специальным сумасшедшим строем русского человека: «Русская душа усмирена неохватными русскими полями и неохватными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности… И русские отнюдь почти не знают радости конфигурации. Русская душа зашиблена ширью, она не видает пределов, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее. И вот внутренняя энергия русского человека вступила внутрь, в созерцание, в душевность…» ![]() Несмотря на то, что ухмылочка не присуща русским, ученые-языковеды празднуют, что все же в большинстве собственном русские публика развеселые, хлебосольные, неунывающие и остроумные. Ухмылка и хохот — это не одно и то же, и, по понятию исследователей, именно хохот свойственен России, хоть порой это и тот самый «хохот сквозь слезы», про какой кропал Гоголь. via | |
|
Всего комментариев: 0 | |